городецкой
  • Главная
  • Детский сад
  • Городецкая роспись для дошкольников

Городецкая роспись. Учимся рисовать цветы.

Городецкая роспись-один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства, невиданные птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах. Попробуем нарисовать самый простейший узор-цветы и бутоны. Вот такой.

Для этого нам понадобятся:кисти разных размеров, гуашь или акриловые краски.

Широкой кистью тонируем круг под"дерево".

Смешиваем белую гуашь с красной и синей, получаем оттенки розового и голубого. Держим кисточку вертикально. Рисуем круги, так называемые "подмалевки"

Синей и красной гуашью рисуем"подмалевки"меньшего размера, немного заходя на основной круг.

Украшаем наш розан лепестками, на бутонах прорисовываем дуги.

Теперь приступаем к изображению листьев и веточек. Примакивая кисточкой, делаем симметричные отпечатки листьев.

Ну и наконец, самое главное. Наш узор надо оживить. Берем самую тонкую кисть и легким касанием наносим "оживки" белой краской в виде точек, дуг, капелек, штрихов. Не переусердствуйте. Здесь главное-соблюсти

чувство меры.

Как видите, ничего сложного. Удачи всем!

Птички-свистульки.

Солонка.

Декоративные тарелочки.

www.maam.ru

Мастер-класс «Городецкая роспись»

Для ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью я само-стоятельно расписала деревянную дощечку (в выпиливании дощечки мне помог мой старший сын, которую использовала и буду использовать в дальнейшем как наглядный материал в обучении дошкольников росписи городецких мастеров.

Для работы нам понадобится:

1. Деревянная или фанерная доска тех размеров, каких вам захочется.

2. Темперные или гуашевые краски, клей ПВА (добавляем в гуашь)

После смешивания с ПВА гуашь становится более прочной, хорошо ложится на холст или другую поверхность, не обсыпается, еще и держит объем. И все это - на долгие годы

3. Большая плоская кисть, круглые кисти № 2, 1,.

4. Вода, салфетки, палитра.

Вот этапы моего мастера-класса городецкой росписи по дереву:

Шаг 1. На лист толстой фанеры прикладываем различные разделочные доски или любые другие плоские изделия, обводим их карандашом по контору и выпиливаем лобзиком деревянные заготовки. У нас заготовка получилась в виде яблока.

Шаг 2. Зашкуриваем наждачной бумагой выпиленные заготовки.

Шаг 3. Покрываем изделие однотонной краской

Шаг 4. Делаем на листах бумаги наброски городецкой росписи - будущие шаблоны.

Переводим через кальку наши шаблоны росписи на деревянные изделия.

Я срисовывала без кальки. Кому как удобно.

Шаг 5. Обводим гуашевой краской деревянное изделие по контору

Городецкую роспись легко разделить на три этапа, т. к. для каждого из них имеется свои кисти и краски, так же после каждого необходим перерыв, так как предыдущий слой краски должен хорошо высохнуть.

И так раскрашиваем шаблоны городецкой росписи поэтапно: сначала выделяем элементы тёмного цвета.

Шаг 6. Рисуем птицу.

После подготовки поверхности изделия для росписи, если не предполагается цветной фон. Наноситься основные элементы и цвета будущего орнамента. Этот этап называется замалёвок или подмалёвок, в разных источниках названия этапов городецкой росписи могут отличаться.

Дальше рисуем крылья и хвост.

Так например второй этап может также называться как тенёвка, оттенёв-ка, так и замалёвок. Заключается в том что на цветовые пятна наноситься контрастный рисунок чаще всего темной краской по светлому фону замалёвка.

И последний этап: Приём оживки, используя белый цвет

Третий этап разживка или оживка. Когда к орнаменту добавляются как бы блики и мелкие детали чаще белого цвета, как бы оживляя рисунок.

Шаг 7. Далее раскрашиваем цветы и различные элементы росписи красным и синим цветом (замалёвок).

второй этап оттенёвка

И третий этап оживка

Шаг 8. Прорисовываем листья и стебельки зеленым цветом.

Шаг 9 Даём окончательно высохнуть.

Шаг 10. Покрываем наши изделия бесцветным лаком. (Я брала - паркетный лак, он долго сохнет, но зато придаёт изделию необычный глянец.)

Вот такая ГОРОДЕЦКАЯ КРАСОТА у меня получилась! Чего и вам желаю!

Прикреплённые файлы:

gorodeckaja-rospis_m1t7b.pptx | 4518,35 Кб | Скачан: 12

www.maam.ru

Роспись доски городецким узором. Занятие со старшими дошкольниками

РОСПИСЬ ДОСКИ ГОРОДЕЦКИМ УЗОРОМ ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ

ЗАДАЧИ: -Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора -Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, в нанесении оживки с помощью кисти и ватной палочки -Учить рисовать новые элементы росписи – ромашки и розаны -Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета -Учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет -Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ -Изделия Городецких мастеров -Образцы узоров и последовательности рисования «ромашки», «купавки», и «розана» -Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок.

- Гуашь - Мягкие кисточки -Ватные палочки

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята, сегодня мы научимся рисовать еще один цветок из Городецких узоров – розан. Найдите, пожалуйста, купавки, ромашки и розаны на изделиях Городецких мастеров. А теперь посмотрите, в какой последовательности рисуется розан. 1. Смешивание красок для получения нужного оттенка. 2. Рисование большого круга в центре формы 3. Обозначение центра бутона способом тычка с помощью ватной палочки, обмакнутой в темно – красную гуашь. 4. Пририсовка к большому кругу дуг – лепестков концом кисти тонкой дугой, закрашивание контура. Лепестки-дуги меньшего размера располагаются вблизи центра бутона, по мере удаления от него они увеличиваются, затем вновь уменьшаются. 5. Когда рисунок подсохнет, наносится оживка : по краю лепестков концом кисти, расположенной вертикально, рисуются тонкие дуги темно-красного или белого цвета. в центре розана – более широкая дуга рисуется с помощью ватной палочки или кисти. После того как центр формы заполнен бутоном розана, воспитатель предлагает детям самостоятельно завершить композицию на предложенной форме с помощью уже известных элементов узора – купавок. ромашек, листьев

ТЕМА «РОСПИСЬ ДОСКИ С ГОРОДЕЦКИМ УЗОРОМ»

ЗАДАЧИ:

-Продолжить знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

-Учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

-Упражнять в рисовании Городецких цветов- купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кистию.

-Закреплять навыки смешивания красок на политре для получения нужного цвета

-Учить оживлять цветы белым, синим и темно – красным цветом с помощью кисти и ватных палочек -Учить составлять узор на полосе, чередуя купавки и листья -Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

МАТЕРИАЛЫ:

-Изделия Городецких мастеров, образцы узоров и последовательности рисования «ромашки», купавки, и «розана», листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, мягкие кисточки, ватные палочки

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: у меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно сказать комплимент. Ритуал-«комплимент»

А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?

А теперь закрасьте все белой краской. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас было черно-белым?

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи?

Правильно, в музее.

Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем месте увидела конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано «Детям группы №7» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме?

«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для (ответы детей: экспозиции) не хватает (ответы детей: экспонатов). Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы можете его собрать. »

ТЕМА : «УКРАЕШКИ И РАМКИ»

ЦЕЛЬ. Освоение традиционных Городецких орнаментов

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ. Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов и слушают рассказ воспитателя об особенностях их построения на полосе. Целесообразно напомнить, что слова орнамент, декор и украшение – синонимы и что орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Детям предлагается отыскать орнаменты на различных предметах. Следует рассказать особенности построения орнамента в Городецкой росписи, напомнить законы симметрии.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

Упражнение на воспроизведение образца. Дети продолжают начатый орнамент на полосе, максимально точно копируя предложенный вариант

ТЕМА : «КОНЬ ВОРОНОЙ»

ЦЕЛЬ. Знакомство с традиционным мотивом Городецкой росписи – «конем».

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ. Следует рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присутствует изображение коня. Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Существует несколько способов рисования – здесь показан лишь один из них. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю- это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше – это круп и задняя нога Городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого дописывают, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

Дети самостоятельно завершают симметричную композицию, вписывая городецкого коня в правую часть панно.

ТЕМА : «СКАЗОЧНЫЙ ДВОРЕЦ»

ЗАДАЧИ:

Развивать воображение при создании сказочного образа ; учить видеть красоту, изящество, оригинальность формы и деталей дворцов, расширять представления детей о сказочных дворцах, замках и домах ; формировать эстетический вкус при ознакомлении с окружающим и воспитывать у детей интерес к русской культуре, совершенствовать технические умения и навыки работы кисти : правильно закрашивать пространство, наносить узор концом тонкой кисти ; закреплять знания детей о произведениях устного фольклора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним; беседы по иллюстрациям и содержанию сказок ; составление описательных рассказов по иллюстрациям, с выделением отдельных сказочных образов (в данном случае – дворцов, теремов, замков и т. д.) ; знакомство с элементами росписей народного декоративно-прикладного искусства ; рисование домиков для различных сказочных персонажей, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов по произведениям устного фольклора.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ : Педагог напоминает детям, что они познакомились с творчеством художников-иллюстраторов к произведениям устного фольклора : сказкам, потешкам, пословицам и т. д. Предлагает детям вспомнить, как они рисовали сказочные дома : - Чем сказочный дом отличается от обычного? - Чем сказочный дом отличается от сказочного дворца? После ответов детей педагог предлагает рассмотреть выставку иллюстраций, на которых изображены различные дома, терема, дворцы и замки, в которых живут сказочные герои. Педагог обращает внимание детей на то, как разные художники выполнили иллюстрации к одной и той же сказке и как по-разному украсили в них сказочные дворцы.

– Какие элементы народных росписей использовали художники в украшении этих дворцов?

- Какими элементами можно еще красить сказочные дворцы? Затем педагог предлагает детям нарисовать сказочный дворец для персонажа из русской народной сказки.

– Подумайте, чем ваш дворец будет отличаться от других дворцов и как его лучше украсить.

– Для какого героя вы нарисуете свой дворец? В конце занятия выстраиваем с детьми сказочный город, в котором живут разные герои русских народных сказок.

–Можно ли догадаться глядя на ваш рисунок, кто живет в этом дворце?

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ : Бумага 12 формата, гуашь, кисти № 2 и № 6, простой карандаш, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации к сказкам с изображением различных сказочных дворцов. «Поди сюда – не знаю куда «По щучьему велению «(худ. Т. А. Маврина) ; «По щучьему велению «(худ. В. В. Кульков и Н. Кочергин) ; «Волшебное кольцо ««Сивка-Бурка «(худ. А. Аземши) ; «Сивка-Бурка «(худ. С. Яровая) ; «Иван – Царевич и Серый волк «(худ. П. Багина и Ю. Селиверстов) ; «По щучьему велению «(худ. М. Беломлинский).

www.maam.ru

Методика изучения городецкой росписи

Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно-богатой, высоко-нравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится занятиям декоративного рисования, на которых дошкольники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети дошкольного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

Поэтому изучение городецкой росписи дошкольниками является актуальной темой.

Объект исследования: методика изобразительного искусства в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: городецкая роспись.

Цель исследования: сбор и анализ материала по теме «Методика изучения городецкой росписи дошкольниками».

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить технологию и методику выполнения городецкой росписи.

3. Разработать конспект занятия по теме: «Красота Городецких узоров».

Рабочая гипотеза: выдвинуто предположение, что изучение росписи будет способствовать у дошкольников развитию творческих способностей, художественного вкуса.

Методы:

1. Аналитический (анализ различных трудов по теме исследования).

2. Описательный (изложение специфики учебной деятельности воспитателя).

3. Наблюдение за деятельностью детей.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Технология выполнения городецких изделий

Традиционны для городецкой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами. Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов. Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между

собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому цвету – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется "оживкой" и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

Приемы росписи.

Процесс Городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисунка с помощью припороха, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой и, наконец, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.

Внимательное изучение последовательности нанесения красок при выполнении наиболее часто встречающихся мотивов, например коня и птицы, позволит самостоятельно писать их. Но прежде чем приступить к росписи сложных изображений, учатся писать простые мотивы. Изменяя в них отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм. Например, моделируя разными приемами круг, получают многочисленные варианты главного Городецкого цветка — фантастической розы-купавки, бутонов.

www.maam.ru

Цветы – загляденье

Всем на удивленье.

- Красивые доски? Посмотрите, как на них по-разному расположены узоры. Здесь – из угла вверх веточка и вниз, а здесь украшен центр доски и верх и низ.

Везде есть украшения. А вот здесь у меня еще для вас сюрприз – отдельные части узора – пазлы. Они помогут нам составить красивый узор.

- А вы знаете, какие элементы используют мастера Городецкой росписи? (Дети находят их среди пазлов и называют -листочки, розаны, бутоны).

- А вот вам и доски. Я их уже подготовил: бумагой наждачной почистил и крахмальным клеем пропитал. Хотите украсить?

- А для кого сделаем такую красоту? (в подарок маме и папе на Новый год)

- Чтобы узор получился как можно красивее, я предлагаю сначала выложить узоры из пазлов на досках. Вспомните, как расположить: можно из уголка пустить веточку вверх и в сторону; можно украсить центр и верх, и низ; можно в виде пирамидки. (Дети располагают элементы узора на доске)

- А теперь нужно обвести их карандашом и можно приступать к работе.

- Напомните мне, какие цветовые сочетания наиболее удачны? (розово-коричневый, бежевый, зеленый, синий)

(Воспитатель во время работы напоминает, что сначала выполняется теневка, а затем разживка белой гуашью. Помогает детям, поощряет, напоминает о постановке руки при рисовании).

(Воспитатель покрывает доски лаком в отсутствии детей)

№ 5 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Цель:Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить с помощью взрослого подбирать узор на разных формах: солонка, балалайка, доска-вешалка.

Учить самостоятельно, подбирать форму и композиционное решение узора. Развивать художественный вкус.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: «Здравствуйте, я экскурсовод. Экскурсию в город Городец заказывали? Приглашаю вас в туристический автобус.

Итак, прибыли в старинный г. Городец посмотрите, как расписаны наличники на окнах этой стариной улочки (фото). А знаете, как попали узоры на окна, затем на посуду и игрушки?

В далекие времена в Городце строили деревянные корабли – ладьи и расписывали их веселыми, яркими узорами. Затем деревянные корабли заменили железными и мастера, которые расписывали ладьи, остались без дела.

Они пошли по деревням и предлагали свое умение, стали расписывать наличники, ворота, игрушки- качалки детям, прялки девушкам. И пошла красота городецкая, гулять по всему миру. Основали фабрику городецкой росписи.

Вот мы к ней и подъезжаем (фото).

Сколько здесь мастеров! Все сидят за длинными столами, перед ними заготовки – «белье» (фото). Представим, что мы тоже мастера этой фабрики. Выберите себе тот предмет, который хотите расписать.

Чтобы узор получился красивым, предлагаю вначале взять пазлы, составить из них узор, затем обвести его и раскрасить. Мастера Городецкой фабрики наносят узор сразу, без карандашного наброска. Тот из вас, кто уверен в себе и может выполнить роспись без карандашного наброска, может приступать сразу».

(Воспитатель индивидуально помогает детям подобрать композиционное решение, цвет.)

В конце занятия дети отравляются домой на автобусе, поделки берут на память.

Художественное слово к занятиям и играм по знакомству с Городецким промыслом

Вот нарядный конь – качалка

И розан здесь, и купавка.

Скачут кони по белу свету

Их нарядней и краше нету!

От народа веселым коням спасибо

От веселых коней народу – сказка.

А от мастеров-умельцев –

Чтоб кудель не секлась, завивалась

Чтобы нитки тянулись, не рвались,

Чтобы пряха, взглянув на веселых коней,

Не скучала, а все улыбалась!

Чтобы наука и память про веселых коней

Ни в какие года не кончалась.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Презентация для дошкольников городецкая роспись » PRO-персонал

Даны презентации занятий для детей в дошкольном учреждении по декоративному рисованию. Последовательность рисования городецкой доски, дымковской барышни, филимоновского петушка, хохломской тарелки. Дошкольное образование? Естествознание и экология Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве.

презентация животный мир антарктиды

Обратная связь Вопросы и ответы (FAQ) Пользовательское соглашение Для правообладателей Для рекламодателей Карта сайта Мы больше не поддерживаем устревшие веб-браузеры. Многие возможности сайта могут работать некорректно.

Дошкольное образование Педагогические и психологические основы формирования детского творчества

Возможности использования элементов городецкой росписи для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Примерные конспекты занятий.

Методическая разработка - Ознакомление дошкольников с нетрадиционными изобразительными техниками DOC Скоролупова О. А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении DOC RTF

Курсовые работы и проекты Зарисовка элементов хохломской росписи.

Внимание! Ваш веб-браузер устарел Значение декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе

Особенности творческих проявлений и способностей детей. Дошкольное образование? Управление процессами ДОУ

История происхождения городецкой росписи. Обучение рисованию в детском саду. Городецкая роспись Скачать бесплатно презентация изделия теста тайна имени данила презентация

Рисование и ИЗО Приемы ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию элементов.

апико-авто Карта сайта

презентация для классного часа нравственности

Название: Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении Книга предназначена для старших воспитателей ДОУ. Представлены рабочие материалы тематического контроля по РЭМП, музыкальному воспитанию в ДОУ, формированию навыков изодеятельности у детей - дошкольников и др. Представлены рабочие материалы тематического контроля по таким разделам программы, как

Методика ознакомления детей с хохломской росписью (из опыта работы ДОУ 40). Детские работы. высокопрочные болты гост москва ул В пособии, написанном в соответствии с авторской программой экологического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и методы, конкретные педагогические технологии экологовоспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием. Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста.

городецкая роспись презентация дошкольников

презентация и сценарии 9 мая

презентация живопись 19 век

Подробней art-logik.ru

«Волшебные узоры». Городецкая роспись

Учитель: Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?

Ученик: Круглая форма. Лепестки дужками. Белая оживка.

Учитель: А в чем их отличие?

Ученик: У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.

(7 слайд)

Существует три вида композиции в городецкой росписи

1. Цветочная роспись.

Ученик: Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

  • "Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
  • "Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.

2. Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

Ученик: Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, иногда различные по цвету. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

3. Сюжетная роспись

Ученик: Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Кроссворд (На столы каждому ребенку выдается отдельная карточка с кроссвордом. После того как ребята отвечают на вопросы они меняются карточками и на доске открываются ответы. Учащиеся проверяют ответы друг друга.)

  • Один из видов композиции городецкой росписи?
  • Один из основных элементов городецкой росписи?
  • Часто используемый цвет для фона?
  • Цвет, используемый для написания узора?
  • Один из основных элементов городецкой росписи?

Проверка ответов (Выставление оценок учащимися друг другу. Каждый правильный ответ 1.)

Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку

Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем Руки сомкнули назад,

Подробней на сайте festival.1september.ru

Основные приемы городецкой росписи

Первое и самое важно – необходимо научиться правильно держать кисть. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна.

Можно слегка опираться на мизинец, который едва касается поверхности.

Городецкая роспись выполняется без предварительной прорисовки карандашом.

Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.

Городецкая роспись выполняется в определенной последовательности:

  • Подмалевка (флейц или белка №3 или№4) – выполнение цветного пятна.
  • Теневка (кисть №2) – нанесение скобки, т.е детальная разработка орнамента.
  • Оживка (кисть №1) -прорисовка многочисленных деталей ( как привило, это делается белилами).

Осваивать городецкую роспись необходимо снаписания цветов.

Основные разновидности городецких цветов: бутоны, купавка, розан, ромашка, роза.

Городецкие листья различные по форме, размеру и расцветке. Изображаются листья в два приема: подмалевка и оживка. Если для подмалевки берут городецкую зеленую краску, то оживку выполняют черной краской.

Если берут городецкую темно-зеленую краску, то к черной оживке добавляют белила.

Городецкие птицы волшебного сада: петух, павлин, голубь, лебедь, кукушка. Написание птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Сначала изображается изгиб шеи и груди при помощи плавной линии. Затем наносят линию, определяющую форму головы и спины.

Заканчивают определением линии крыла, делают нитевидный клюв и ноги. Чаще всего туловище птицы выполняется черным цветом. Оживки делают белилами.

Городецкий конь.

Существует несколько способов рисования коня.

Подмалевка обычно выполняется черным цветом. Сначала рисуют грудь и шею в виде большой черной капли, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше – это круп и задняя нога городецкого коня. Затем дописывают ноги, голову, гриву и хвост.

После этого приступают к оживке, которая заключается прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.

Основы композиции в городецкой росписи.

Изучение композиции проходит в 3 этапа:

  • Изучаем композиционные приемы
  • Разрабатываем эскиз
  • Выполняем эскиз в натуральную величину.

В центре композиции размещается главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив. К концу 19 века сложилась характерная форма растительного орнамента. В качестве основных элементов выступают бутоны, розаны, купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах.

Существуют традиционные схемы расположения рисунка в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими (схема 1, 2, 3) ; с двумя крупными (схема 4) и тремя крупными цветками (схема 5 и 6) в сочетании с разным количеством мелких цветов. После определения места расположения и типа орнамента, необходимо найти цветовое решение.

Последовательность работы над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок, затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.

Эскизы взяты из рабочей тетради по основам народного творчества Ю. Г. Дорожина "Городецкая роспись", где Вы можете прочитать подробное описание уроков росписи.

Наборы для детского творчества: роспись по дереву. Городец

Корзина

Ссылка на источник kidsmoy.su

Рисование городецкая роспись

Рисование и живопись

Городецкая роспись известна во всём мире как великое достижение народного искусства России. Во многих школах рисования и обязательно во всех школах и профильных училищах по изобразительному искусству изучают эту удивительную и красочную технику рисования.

Рисование городецкая росписьот всех остальных направлениях своим ярким необычным изображением вороных коней, птиц с невероятными хвостами, в которых высматриваются такие волшебные образы, как жар-птицы. Животные изображаются в профиль, а вот людей наоборот только в анфас. И все эти захватывающие персонажи находятся в окружении прелестных цветков и их гирлянд.

Рисование городецкая роспись

Вся городецкая роспись символична. Например, конь в ней является как символ богатства, птица означает счастье, а цветы – как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах.

Художниками в основном выбирались такие сюжеты, как всадники на смелых конях, красочные свадьбы и застолья, семейные и спокойные чаепития и многие другие сцены торжества из обычной жизни людей. Но от того, что художники были обычными крестьянами, создавался своеобразный стиль, в котором строгие и элегантные городские черты перемешаны с простодушием крестьянским, искренностью простого народа тех времен. Сейчас, городецкая роспись адаптирована и для дошкольников, и для взрослых.

Что стоит приобрести

Изначально в мире городецкая роспись была как искусство изображения на дереве, но в наше время технологии усовершенствовались, и поэтому теперь можно рисовать этим стилем на простой бумаге. Даже в школах активно проводят уроки городецкой росписи, знакомя с историей и техникой городецких мастеров.

Вам понадобится:

  1. Бумага или доска. Первое хорошо для начинающих и детей, второе – для росписи предметов обихода – тарелка, доска и другие натуральные деревянные заготовки.
  2. Краска. Мастера предпочитают масляные, но для новичков подойдет и гуашь. Обычный набор, состоящий из 12 штук, подойдет.
  3. Кисти. Как и любому художнику требуются разного размера. Лучше с натуральной щетиной. Для городецкой росписи подойдут три кисточки: флейц, «белка» и колонковая.
  4. Лак. Если рисунок наносится поверх дерева, необходимо закрепить специальным защитным слоем.

С чего начинать рисунок

Чтобы полностью влиться в этот вид искусства, важно не только просто желание нарисовать и подготовить все материалы, но и изучить технику рисования. Ведь писание «по-городецки» стоит чуть ли не отдельной статьи: как держать кисть, как водить кистью, какими движениями пользоваться в одних или других деталях.

Вся городецкая роспись делается в два этапа. Но прежде чем приступит к ним, на поверхность наносится фот, также являющийся и грунтовкой.

1 этап – «подмалёвка». Это является своеобразным нанесением крупных цветовых пятен. Выглядит всё это настолько легко, что справиться может даже пятилетний ребёнок.

Ведь вся суть состоит в том, чтобы сначала нанести краску тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов и наплывов. Пользуются на этом этапе плоскими и широкими кистями – флейцами. Подходит для закрашивания все крупные фигуры изделия.

2 этап – «оживки». Это прием, когда рисунок с помощью черно - белой краски объединяется в одно целое. На этом этапе применяются художественные кисти. Этот этап очень сложен и потребует от художника немало сил и концентрации.

Вся суть оживок состоит в том, чтобы наносить белой или черной краской множество малых точек поверх подмалёвок. Главное не переборщить и предугадать количество оживок, ведь иначе можно испортить произведение искусства.

Рисование некоторых элементов городецкой росписи поэтапно

Картинки рисунковгородецкая роспись

Подробней на сайте razvitiedetei.info

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Городецкая роспись. Уроки.

Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй - Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы... Мне хотелось бы, чтобы вам было интересно читать этот урок, по крайней мере, я к этому стремилась (от авт.)

ПРЕДИСЛОВИЕГородец - город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов-крепостей. Городец - родина самых разнообразных промыслов.

Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками. Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь.

Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый - для проработки деталей. Городецкая роспись как таковая возникает примерно в середине ХIХ века, когда происходит переход от инкрустирования донец(широкая часть прялки, служившая сиденьем) к их росписи. Тогда же и возникла традиция подписывать на работах пословицы и поговорки(что характерно и для лубка) или указывать их авторство.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИМатериалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора.

Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие - веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка. Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому - обводка.

Контур обводки - рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи. Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.

Выполняется самой тонкой кистью. Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ.

цветы - розы, купавки с симметричными листьями:

животные - конь, птица.

«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки - традиционны для сюжетной Городецкой росписи.КОМПОЗИЦИЯСуществует три вида композиции в Городецкой росписи:цветочная роспись;цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.

Итак, Цветочная роспись Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями.

В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. «Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру.

Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».

Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или три яруса(в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней.

Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.

Подробней на сайте www.liveinternet.ru

Другие статьи по теме:

  • Росписи для дошкольников

    Приобщение детей к народному искусству. «Развитие навыков кистевой росписи у старших дошкольников» Сообщение из опыта работы по народно - декоративному творчеству. Тема: «Развитие навыков кистево...

  • Народные промыслы для дошкольников

    План самообразования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами» Актуальность. Народные художественные промыслы России - неотъемлемая част...

  • Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры-тренинги для дошкольников Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-03-09 Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью с...

  • Раскраски для дошкольников

    Подарки на Новый год девочке 5-6 лет Ноябрь 24, 2015 Новый Год - праздник, от которого все детишки ждут в первую очередь необычных подарков. В 5-6 лет девочки в большинстве... Методы обучения и р...

  • Аппликация для дошкольников

    «Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» В опыте работы рассказываются методы обучения дошкольников аппликации с использованием нетрадиционн...

  • Раздаточный материал для дошкольников

    Раздаточный материал для дошкольников своими руками Как использовать: Используется для развития мелкой моторики, составления узоров, орнаментов, счёта, закрепления цвета, развития логического мыш...

  • Рисунки для дошкольников

    Консультация для родителей «Рисование для дошкольников» рисование для дошкольников Консультация для родителей Воспитатель МКДОУ №42 "Материнская школа"г. Невинномысска Золотцева Е. Б. И в десять...

  • Экологические сказки для дошкольников

    Экологические сказки для дошкольников. Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и...

  • Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

    Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взр...

  • Игрушки для дошкольников

    Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка» Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения...

  • Презентация по пдд для дошкольников

    «Страна Светофория». Презентация-викторина по правилам дорожного движения для дошкольников Ребенок дошкольного возраста не представля­ет автомобиль в качестве опасности, которая может принести ув...

  • Игры своими руками для дошкольников

    Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста b]Мастерим игры для детей своими руками. [/b] Дидактическое пособие А давай мы, пои...

  • Интеллектуальные игры для дошкольников

    Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте Интеллектуальные игры. Игра «Логические блоки Дьенеша» Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших ло...

  • Подвижные игры для дошкольников

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...


Закрыть ... [X]

Урок ИЗО по теме «Городецкая роспись» 5 класс. Открытый класс Самодельный домик для хомячков

Анализ городецкой росписи Городецкая роспись. Составление композиции - Родительские
Анализ городецкой росписи Урок по ИЗО на тему Городецкая роспись (5 класс) - Инфоурок
Анализ городецкой росписи Городецкая роспись - Фестиваль педагогических идей
Анализ городецкой росписи Конспект урока Городецкая роспись - изо, уроки
Анализ городецкой росписи Городецкая роспись для дошкольников
Анализ городецкой росписи Городецкая роспись » Перуница
Анализ городецкой росписи 50 Идей, как сделать красивый хвост на длинные волосы Пошагово